Главная » 2008 » Февраль » 25 » Определение понятия “тоталитарная секта”
16:33
Определение понятия “тоталитарная секта”
4 марта 2006 года
Определение понятия “тоталитарная секта” на основании анализа критериев тоталитаризма Р.Дж. Лифтона
Доклад, прочитанный А.В. Кузьминым на Международной научно-практической конференции “Образование и воспитание студентов высшей школы в контексте духовных ценностей русской культуры”

(Институт Бизнеса и Делового Администрирования, Саратов)

За последние десятилетия в отечественной традиции религиоведения, которая сама по себе сложилась недавно (и сложилась ли?), появился новый элемент категориального аппарата, характеризующий новое для нашей страны явление – организации, имеющие все признаки секты, но разительно отличающиеся от таковых.

Термин “тоталитарная секта” используется наряду с термином “деструктивный культ” (или просто “культ”), пришедший к нам из западной академической традиции. Необходимо отметить, что термин “тоталитарная секта” (фр. la secte totalitaire) является родственным термином как российской, так и французской религиоведческой практики. Термин “деструктивный культ” чаще всего используется психологами, что отвечает требованиям психологии, но никак не может удовлетворять религиоведа, философа, социолога и социального антрополога, так как “культ” подразумевает некую религиозную практику, действие, но никак не организацию. Однако из всех представленных термин “тоталитарная секта” является наиболее употребляемым, так как именно “тоталитарность”, по сути своей больше философская и политологическая проблема, наиболее полно отвечает точности определения явления и его использование наиболее адекватно.

Единственная страна в мире, которая дала хотя и не религиоведческое, но лаконичное и точное определение тоталитарной секты в своих государственных законах – это Франция. По определению французских законотворцев тоталитарной может называться секта, “главный смысл существования которой – власть и деньги для руководства и для ближайшего окружения, которая при этом скрывает подобного рода цели под религиозными, культурологическими, политическими, псевдопсихологическими, оздоровительными и прочими масками, и которой присущ ряд свойств – обожествление лидера, либо организации, обман при вербовке, регламентация всех аспектов жизни членов секты, эксплуатация адептов” [1]. Данное определение освещает только некоторые черты тоталитарных сект, при этом оперируя терминологическим аппаратом, который никак не может удовлетворять требованиям академической дисциплины.

Другое определение, даваемое канадской просветительской организацией "Инфо-Калт" (Info-Cult) следующее: “тоталитарная секта – это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена” [2].

Если мы обратимся к определению родоначальника употребления самого термина “тоталитарная секта” в российской науке – доктору философии, кандидату богословия, заведующему кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Александру Леонидовичу Дворкину, то увидим, что “тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками” [3, с. 44].

Как мы видим, все приведенные определения проводят акцент на описательных характеристиках, ссылаясь на наличие нарушения прав человека внутри некоей организации, которая, применяя к своим адептам определенные приемы воздействия, наносит им вред, сама же процветает, скрывая свою деятельность за различными, социально-одобряемыми масками.

Если рассмотреть более подробно характеристики тоталитарной секты, мы увидим, что задача поиска точного религиоведческого определения несколько усложняется. Специалисты упоминаемой выше канадской организации “Инфо-Калт” выделяют семь критериев, при наличии которых можно относить организацию к разряду тоталитарных сект:

1. Гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных;

2. Построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;

3. Обман или сокрытие части важной информации об организации при вербовке новых членов;

4. Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;

5. Эксплуатация членов;

6. Нравственный релятивизм – нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");

7. Использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов.

Результатом действия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной секты и замещение ее манипулируемой квазиличностью. При полной ориентации на лидера подчиненные члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя [3, с. 63].

Таким образом, мы видим, что тоталитарная секта характеризуется наличием определенной структуры (гуруизм, “пирамида” отношений, жесткая иерархия), социально не одобряемых в обществе приемов воздействия на своих последователей (искажение информации при вовлечении в организацию, наличие тайных уровней посвящения, эксплуатация, использование психометодик контроля, гипнотические практики) и все это приводит к тому, что членство в тоталитарной секте наносит ущерб ее адепту (психологический, моральный, материальный и физический).

Данные характеристики, затрагивающие, главным образом, проблемы психологии, при этом вырисовывают проблемное поле и для религиоведческого анализа современного сектантства. Описывая механизмы и внешние признаки тоталитарной власти, подобного рода определения придают терминологическому инструментарию исследователя несколько поверхностный характер философского осмысления проблемы. Но, тем не менее, подобная постановка вопроса решает две важные практические задачи – повышает уровень критического мышления у людей, находящихся в группе риска – потенциальных жертв тоталитарных сект и вооружает исследовательским материалом профессионалов в области психиатрии, занимающихся реабилитацией жертв тоталитарных идеологий, то есть имеет своей целью практическое применение.

Для нас же необходимо найти границы тоталитарности религиозного учения, понять, насколько мы можем точно судить о том или ином учении, о той или иной организации как носителе тоталитарного сознания. Важность подобного анализа позволит нам выявить характеристики, определяющие содержание и практическое применение термина “тоталитарная секта”, понять, наконец, сущность самого явления тоталитарного сектантства.

Исходя из выше означенных признаков тоталитарной секты, по мысли А.Л.Дворкина, под определение тоталитарной секты наиболее удачно подходит второе значение слова “секта”, об этом говорит и наличие так называемого гуруизма – присутствие харизматического лидера или группы лидеров в тоталитарной секте. Ни в коем случае нельзя упускать из внимания и социальных характеристик понятия секты – структурной особенности этой организации (четко прослеживаемая горизонталь власти), замкнутость по отношению к окружающему миру, статистические характеристики – сравнительно небольшая численность адептов [3, с. 43].

Таким образом мы можем дать определение, что секта – это закрытая от внешнего мира религиозная группа, возглавляемая неким харизматическим лидером.

Данное определение указывает на:

1. религиоведческие признаки – наличие религиозного учения, культовой практики, представления о сакральном и

2. социологические признаки – тип организации, замкнутость группы, количественные показатели и структура власти.

Более широкое проблемное поле вырисовывается при попытках дать определение термину “тоталитарность” в отношении религиозного мира. Применительно к государственной власти тоталитаризм выступает как политическая идеология абсолютной власти, использующая контроль всех сторон жизни общества, подавляющая политическую оппозицию и централизующая процесс принятия властных решений. Относительно же этого явления в религиозной организации (такой как секта) наиболее адекватным будет рассмотрение тоталитаризма идеологического.

Известный американский специалист в области изучения тоталитаризма, Роберт Джей Лифтон, выделяет наличие восьми характерных признаков идеологического тоталитаризма: контроль со стороны среды, мистическое манипулирование, требование чистоты, культ исповеди, “священная наука”, “нагруженный язык”, “доктрина выше личности”, разделение существования [4, с. 498-513].

Контроль со стороны среды выражается в ограничении общения, контроле всех без исключения социальных связей индивида, в ограничении доступа к информации извне и, как конечная цель – восприятие окружающего мира индивидом через призму насаждаемой идеологии.

Как достигается подобного рода контроль? Известно, что любой из нас не может обойтись без общения. Всем нам необходимо постоянно взаимодействовать с окружающей нас средой – общаться с людьми, читать, смотреть, слушать. Данная потребность заложена в нас природой.

Мистическое манипулирование – признак, показывающий наличие понимания индивидом контроля как необходимого в силу своей сакральности. Осуществляемое манипулирование человек начинает воспринимать как ниспосланное свыше и необходимое для его Спасения.

Требование чистоты выходит из понимания окружающей внешней среды как “нечистой”, “злой” и “враждебной” по отношению к внутренней среде как “чистой” и “ведущей к Спасению”. При этом идеальная чистота всегда является желанной и якобы достижимой, но не досягаемой вследствие нечистоты и неискренности объектов манипуляции. Появление у манипулируемой личности чувства нечистоты ведет к утверждению вины перед контролирующей средой.

Культ исповеди вытекает из необходимости поддержания чувства чистоты. Когда раскрытие тайных мыслей, чувств, желаний, причем необязательно совершенных, превращается в культ, самобичевание для достижения одобрения манипулирующей среды, открываются все чаще обнаруживаемые “грехи” (посредством механизма ожидания этого со стороны среды), манипулируемая личность стремится избавиться от оставшегося от внешнего мира “зла”, тем самым привязываясь к “чистой среде” – как хранительнице чистоты, ведущей к Спасению. Важная специфика данного признака заключается еще и в том, что человек, практикуя “ремесло исповеди”
Просмотров: 3070 | Добавил: fitline | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 BanyLereSeece  
Увлекательно! Нет ну правда, просто слов нет!

1 fitline  
Культ исповеди вытекает из необходимости поддержания чувства чистоты. Когда раскрытие тайных мыслей, чувств, желаний, причем необязательно совершенных, превращается в культ, самобичевание для достижения одобрения манипулирующей среды, открываются все чаще обнаруживаемые “грехи” (посредством механизма ожидания этого со стороны среды), манипулируемая личность стремится избавиться от оставшегося от внешнего мира “зла”, тем самым привязываясь к “чистой среде” – как хранительнице чистоты, ведущей к Спасению. Важная специфика данного признака заключается еще и в том, что человек, практикуя “ремесло исповеди” начинает чувствовать в себе право осуждать других из-за мнимо накапливаемого опыта стремления к чистоте. То есть кающийся грешник превращается в судью внешнего мира, что дает ему моральное право смотреть на мир “сверху-вниз”.

“Священная наука” характеризуется тем, что учение и идеология группы воспринимается как единственно правильная, ниспосланная свыше. Понимание учения здесь переходит в стадию не “человек может быть богом”, а “идеи человека могут быть богом”.

“Нагруженный язык” тоталитарной среды, посредством употребления которого вырабатываются определенные клише, блокирующие сознание человека. Язык здесь выражает идеологические постулаты, на которые претендует священная наука. Подобный язык делится на “термины бога” характеризующие все хорошее (для манипулируемой группы, конечно) и “термины дьявола” характеризующие все плохое, что подчеркивает деление мира по принципу “мы-они” – “черное-белое”.

“Доктрина выше личности” обязывает манипулируемую личность подчинить жизненный опыт требованиям идеологии. Абсолютная искренность, которой требуют в тоталитарной среде, будет непременно стремится к тому, чтобы критерием этой искренности стала степень согласия с доктриной.

“Разделение существования” приводит манипулируемую личность к осознанию того, что существует резкая черта между теми, чье право на существование можно признать, и теми, кто подобным правом, в силу отсутствия у них священной науки и посвящения, обладать не может. Здесь же у манипулируемой личности присутствует постоянная мысль о том, что если носитель священного знания отклониться от “истины”, то он механически потеряет право на существование.

Таким образом, основываясь на критериях Лифтона, мы можем выделить характерные черты тоталитаризма в учении той или иной организации, включая носящую признаки секты:

1. Применение осуждаемых в обществе методов вовлечения в организацию и контроля над адептами;

2. Наличие осуждаемых в обществе методов удержания адептов внутри организации;

3. Причинение вреда на уровне личности (психологический, моральный и физический ущерб), семьи (разрушение социальных связей) и общества в целом (разрушение семей, вследствие тоталитарного сознания – угроза криминальных действий и террористических актов).

Мы видим, что явление тоталитаризма характеризуется наличием осуждаемых в обществе методов вовлечения, контроля и удержания адептов внутри организации, что приносит вред на уровне отдельной личности, семьи и всего общества в целом.

Применяя данные характеристики применительно к понятию секты и дополняя недостающие, характерные для тоталитарной секты элементы: религиозное наполнение, отгороженность от “внешнего” мира и наличие харизматического лидера, и в результате анализа терминов “секта” и “тоталитаризм” мы можем говорить о том, что

тоталитарная секта – это возглавляемая неким харизматическим лидером (или группой лидеров) организация, применяющая осуждаемые в обществе методы по вовлечению, контролю и удержанию своих членов внутри манипулирующей среды, что наносит ущерб отдельным личностям и всему обществу в целом.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]